Для того, чтобы детали после печати на 3д-принтере выглядели дорого/богато, мы используем такие варианты финишной обработки как аквапечать и флокирование. Несравненным плюсом этих технологий нанесения является возможность обработки сложных поверхностей деталей.
Что за обработка?
Аквапечать (она же иммерсионная печать), в основном используется для автомобильной промышленности для обработки различных панелей как внутри автомашины, так и снаружи. Это и зеркала, и ручки КПП, и иные элементы отделки. Словом универсальная вещь. Придумали её в 80-х годах японцы, спецы с завода Toyota.
Флокировка также применяется для внутреннего убранства авто. Ещё в сувенирной продукции, для декора (к примеру обои) и тд. В сувенирке этим способом обрабатывают элементы хранения, своеобразные ложементы для различных предметов. А моделисты используют для создания травы на диорамах. Придумали это китайцы, для одежды. В промышленных масштабах применять стали американцы, используя отходы текстильной промышленности.
Как можно применить для 3д-моделей?
Да в принципе также, как и для всего остального, только нужно время на подготовку поверхности. В случае с аквапечатью будет нужна шлифовка и шпаклёвка/грунт. Для флока всё не так критично, он имеет хорошую укрывистость, но предварительная подготовка тоже потребуется.
Аквапечать
Плюсы технологии:
- Наносится очень быстро, однако подготовка требует времени.
- Не истирается, не блекнет, не деформируется, не отслаивается. На воду и иные “агрессивные среды” невосприимчива. Хватит надолго.
- Разнообразие рисунков пленки — великое множество. И их можно комбинировать с базовым фоном, тем самым создавая различные расцветки и тона.
- Стоит копейки, при этом внешний вид получается отличным, повышая качество и стоимость работы.
- Температурный диапазон просто космический, от -45 до +180°С. На ультрафиолет тоже фиолетово.
Как наносить:
- Первым делом, как деталь распечатается на 3д-принтере, её надо подвергнуть хорошей постобработке. Это и шлифовка, и термообработка, и хим. обработка (если речь идёт о ABC пластике). Надо добиться максимально ровной поверхности. После этого нужно очистить и обезжирить (для хорошей адгезии краски).
- Покраска с нужным оттенком. Нужно для формирования базового фона. К примеру, для создания поверхности “под карбон”, базовый цвет будет серый.
- Дальше плёнку надо вырезать по форме детали, с запасом в 3-4 см. от края и опустить в ванну с предварительно нагретой до 30°С водой.
Для определения рабочей стороны пленки можно смочить пальцы и зажать между ними материал. Та сторона, что прилипла — погружается в ванну. Важно! Между плёнкой и водой не должно быть воздуха, иначе будет брак.
- На пленку равномерно наносится активатор, он делает плёнку пластичной. Активатору нужно 10 секунд для начала работы.
- Самое интересное. 3д-деталь меееедленно погружается в воду и пленка обволакивает её. Лучше погружать под углом, так рисунок более равномерно распределится по поверхности. Остатки плёнки интенсивно взболтать, и достать готовое изделие.
- После иммерсии деталь надо промыть и отправить на сушку. Чтобы такое покрытие прослужило дольше, его дополнительно обрабатывают лаком в несколько слоёв.
По используемому оборудованию тоже есть свои нюансы, их много. Думаю расписывать тут нет смысла, статья получится слишком большой, в интернете таки можно найти. Скажу только, что понадобится технологическая ванна, насос, нагреватель, система фильтрации и краскопульт. Расходники — краска, пленка, активатор и лак. Сама плёнка в основном продаётся полупрозрачной, поэтому и нужна база.
Флокирование
Волокна химически обработанного текстиля (флока) перпендикулярно приклеиваются к детали благодаря воздействию электростатического поля, которое создаёт “флокатор”. Волокна могут быть разной длины, вплоть до 5 мм.
С флоком попроще, чем с аквапечатью. Постобработка, как таковая, не требуется. Такой способ обработки поверхности уместно применять далеко не везде. К примеру в качестве покрытия для корпуса РЭА это будет выглядеть крайне нелепо. А вот если распечатана фигурка кота или какого-то фантастического зверя, флок будет в тему. Думаю им неплохо можно имитировать шерсть. Плюс флока в том, что им, при использовании трафаретов или малярного скотча, можно обрабатывать отдельные области.
В технологии флока я пока дилетант, если начинать разбираться, можно погрузиться надолго. Насколько я понимаю, процесс нанесения следующий:
- Очистить, обезжирить. Без этого никуда.
- Грунтовка изделия. Необходима хорошая “липкость”, чтобы клей надежно держал флок на детали.
- В клеевой состав добавляется пигмент, чтобы подоснова имела окраску. Это улучшает конечный цвет готового покрытия. Не обязательная операция.
- Нанесение клея. По трафарету, либо вся деталь полностью.
- Дальше нанесение флока. Можно и краскопультом, но качество обработки получается невысокое. Зато производительность хорошая. По классике наносить надо флокатором с установленным электродом (организует электростатическое поле), ворс получается отличным.
- Чтобы клей “схватился” быстрее, деталь надо прогреть инфракрасной лампой в специальной сушилке.
К минусам флока я бы отнес возможное образование “мусора”, состоящего из частичек покрытия, не прилипших к поверхности обрабатываемого предмета. Если деталь была большая, то флок будет везде, долго придётся убираться, если нет желания этим дышать.
Итог
Как и в любом деле, на первый взгляд ничего сложного, но чтобы добиться действительно хороших результатов, надо попотеть.
У нас пока что отсутствует требуемое оборудование для таких интересным вариантов обработки распечатанных деталей, поэтому делегируем спецам этой отрасли. Цены вполне адекватные, качество выше всяческих похвал.