Кажется, что такого в помещении для печати на 3д-принтере. Восемь лет назад я тоже так думал. Ну стоит себе на полочке, пыхтит/пердит, детальки печатает — красота. Периодически дорабатываешь его новыми ништяками, вентиляторы всякие прикручиваешь куда надо и не надо.
Но потом, когда принтер начинает приносить доход, а их количество увеличивается до четырёх и более (а ты понимаешь, что это не предел) тут становится ясно, что помещение надо менять.
Основное
Появляется понимание, что дальше надо улучшать не инструмент, а место его дислокации, ну и конечно увеличивать количество задействованных работников. Собственно, в этой статье я и хочу рассказать, что такого я “поменял”, когда появилась такая возможность.
Подходящее помещение
Первым делом, когда это стало возможным, я “отпочковался” в отдельное помещение, чтобы не “травить” других вредными выбросами и пластиковой пылью при шлифовке.
В новом месте я мог продумать и сделать всё так, как считал правильным по своему разумению.
Конечно рисовал всяческие планы помещения, как оно должно быть в идеале, но реальность жестока и ставит рамки в финансовом плане.
Далее я расскажу по пунктам о том, как я вижу стандартное помещение 65 кв. м. (6х12 м) для комфортной работы четырёх людей. Именно столько сейчас работает в помещении. Однако мой вариант исключает место для отдыха.
Сразу уточню — всё, что будет рассказано дальше, до конца не реализовано в силу различных причин, ну и банальной нехватки времени.
Зональность
Место, где сидят люди и место, где работает техника, должны быть огорожены друг от друга. Хотя бы листами фанеры на каркасе из бруса. Нужно это для того, чтобы:
- комфортно работать на компьютере
- спокойно паять
- осуществлять сборку готовых изделий.
А станки (в том числе и 3д-принтеры) комфорту явно не способствуют. Это и звук, который исходит при работе техники, и запахи, и различные частицы, если речь идёт уже не только о 3д-печати.
У каждого человека, где он сидит, есть место для работы за компьютером, место для работы с ручным инструментом (в том числе паяльником) и сборочный стол для работы стоя. Стол для сборки должен быть достаточно широким и длинным, а также иметь мощное подстолье, чтобы при необходимости можно было и тиски поставить и постучать хорошенько. Должна быть вытяжка, если человек паяет, и точка от пневмо магистрали, если нужна продувка.
Практически всё “сборочные” столы я собрал сам, так как варианты в продаже стоили достаточно дорого. Да и опыт в сборке мебели у меня имеется.
Приточка и вытяжка
Мы посылали запросы в различные фирмы, предоставляющие услуги в сфере приточной системы вентиляции, но так и не срослось: либо цена была не подъёмная, либо люди пропадали после приезда и введения в курс дела. Поэтому всё делали сами, на основе имеющегося оборудования и навыков.
Потребовалась небольшая “улитка”, “зонт”, приточка с подогревом воздуха зимой и вентиляционные трубы.
В идеале точка вытяжки должна быть на каждом рабочем месте, но мы смотрели по необходимости и возможностям.
В первую очередь необходимость есть в месте где работают принтеры, далее место сушки пластика и литья под давлением. Также место покрасочных работ.
Электрика
Первым делом надо договориться с местным электриком на возможность улучшения текущей линии до нужных значений. А именно, лучше иметь отдельные линии на станки, освещение и рабочие места, а также на отдельные точки, где есть большое потребление тока. Естественно всё это надо “раскидать” на отдельные автоматы и включить в схему УЗО и устройство защиты от скачков напряжения.
Начать имеет смысл с расчётов по всём источникам энергопотребления, что имеются в помещении. Прям по всём.
В нашем помещении получились четыре независимые линии, каждая на свой автомат.
Электрик подвел провода до щитка и установил необходимые элементы, а разводку внутри помещения мы уже осуществляли своими силами. Раскидали через короба в нужные места провод и закрепили розетки.
Освещение
Обычно освещение состоит из старых, давно отслуживших свой срок, газоразрядных ламп. Да и пыли на рассеивателях скапливается немало. А если света мало, работать можно, но не комфортно. Поэтому освещение надо делать.
Это относится и к основному свету на потолке, и к личному на местах, и у станков. Везде должен быть свет.
- Основное освещение (как в принципе и всё остальное) должно быть светодиодным. Это и экономично, и долговечно, и безопасно. Также отсутствует мерцание, вредное для глаз. Одни плюсы.
- Свет на местах (в том числе и у станков) подразделяется на два варианта, стационарный и мобильный. Под стационарным я подразумеваю надёжно закреплённые светильники, решающие две задачи: давать нужное освещение и не “бить по глазам”. Мобильный нужен реже, когда необходимо подсветить какую-то определённую зоны работы, и прочего света недостаточно.
Микроклимат
Наличие кондиционера и батарей, чтобы поддерживать необходимую температуру в помещении вне зависимости от времени года.
Кажется, ну что такого, однако когда поработаешь пару месяцев в формате “ташкент“, так как принтеры греются, а сушка для пластика работает практически нонстоп, всё вопросы отпадут сами собой. Принтеры и сушка отлично прогревают помещение.
Кондиционер надо подбирать такой, чтобы его хватало хотя бы на зону, где сидят люди. И не забывать раз в год чистить ему фильтр.
Пожаробезопасность
В любой момент может произойти чрезвычайная ситуация, к которой нужно быть готовым. Поэтому наличие хотя бы одного, а лучше двух огнетушителей крайне обязательно иметь в помещении. Также нелишним будет иметь установленную систему датчиков дымоуловителя.
Пневмомагистраль
Эта вещь нужна для того, чтобы в основном очищать поверхности от загрязнений. Иногда воздух используется для лакокрасочных дел. В идеале, как в случае с вытяжкой, к каждому рабочему месту нужно подвести точку. Компрессор, по возможности, должен находиться в звукоизоляционном коробе и иметь ресивер, чтобы не слишком часто включаться. Это экономит ресурс насоса компрессора.
Инструмент
Инструмента должно быть много, притом, как показала практика, чем больше, тем лучше. Мало инструмента не бывает. Не обязательно лучшего качества, главное, чтобы работал.
У каждого работника должен быть свой инструмент, необходимый ему для выполнения своих обязанностей. И у каждого станка надо иметь минимальный набор, чтобы не бегать по всему помещению в поисках какой-нибудь шлицевой отвёртки. Так она потом ещё и затеряется после нескольких подобных перемещений.
Аптека
Тут, как и в случае с пожаробезопасностью, всегда нужно быть готовым к любым неожиданностям навроде порезов, ожогов и иных производственных травм.
Не обязательно иметь большой список препаратов, но основное, навроде пластырей и зелёнки быть должно. Как вариант, можно приобрести стандартную автомобильную аптечку и дополнить её необходимым.
Хранение
Помимо области, где люди сидят и работают, также нужно иметь зону для хранения сырья и готовой продукции. В нашем случае опять помогли навыки сборки мебели, с помощью которых было произведено некоторое количество стеллажей нужной длины, ширины и способных выдержать достаточный вес.
Пришлось пойти таким путём, так как варианты стеллажей в магазинах обычно впадают в крайности. Либо это очень дешёвые варианты, но откровенная шляпа. Хранить на таких стеллажах можно разве что воздушные шарики, иначе сломаются. Либо стеллажи по качеству соответствуют требованиям авиакосмической промышленности, при этом стоят как однушка в Питере.
Дополнительно
Помимо очевидных вещей есть ещё и второстепенные, которые также стоит учесть в процессе выбора и проектирования помещения. И начнем с кухни.
Кухня
Кухня является неким аналогом места для отдыха, который позволяет немного отвлечься от работы и обдумать дальнейший план действий. Под кухней я подразумеваю некий “угол”, в котором будет находиться:
- Кулер, с холодной и горячей водой
- место для чая, кофе, сахара и молока
- СВЧ-печка для разогрева
- и хотя бы небольшой холодильник
Конечно приятным бонусом будет иметь на кухне раковину с водой, чтобы можно было бы хотя бы руки помыть но не всегда и не везде это возможно.
Чистота
Помещение должно содержаться в чистоте. После работы в станочной зоне в воздухе может витать огромное количество различных частиц, которыми не хотелось бы дышать. Их так много, что вытяжка может не справляться. Частицы в виде налёта оседают везде, им захочется, одним словом грязь. Для решения этой задачи можно воспользоваться услугами уборщицы, или, как сейчас модно говорить, услугами клининговых служб. Желательно проводить влажную уборку в помещении не реже 3 раз в неделю.
Также у каждого рабочего места должно быть своё мусорное ведро (а то и два) необходимого литража, и диспенсеры с бумажными полотенцами. Лично у меня при литье силикона в формы полотенца расходуются достаточно быстро.
Ещё обязательно иметь промышленный пылесос для удаления “сильных загрязнений”. К примеру, если понадобится циркуляркой распустить некоторое количество фанеры для ЧПУ-станка (который у нас также имеется), без подобного пылесоса во всём помещении будет много древесной пыли. Дышать ей опасно.
Питание
Наличие в непосредственной близости от места работы столовой или иного общепита крайне важно. Голодный работник много не наработает, если только язву желудка. На одних дошираках далеко не уедешь. А большее на импровизированной кухне приготовить сложно.
Доступность
Если помещение будет находиться “на отшибе”, добраться до него будет сложно и работникам, и заказчикам, и службам доставки. Это конечно неудобно. Поэтому, если есть такая возможность, место должно быть в пешей доступности от городского транспорта.
Вывод
Всё пункты, описанные выше, реализовывались далеко не сразу, а на протяжении большого отрезка времени. Список можно было продолжать и дальше, но думаю основная мысль понятна — помещение надо готовить к работе. Чтобы всё было под рукой, было чисто и приятно работать.
Естественно я помню утверждение, что: “всегда найдётся азиат, что сделает лучше тебя“, поэтому понимаю, сколько не расписывай до мелочей нюансы мастерской мечты, всего не учтёшь. Однако жить как-то надо, поэтому вот как-то так.
Спасибо, что прочитали.