Не очевидные вещи при заказе деталей на 3д-печать.

Начну с простого

Как я писал в своей самой первой статье на канале, обычно заказчик спрашивает простейшие вопросы: сколько и когда? Думаю эти вопросы самые популярные не только в области аддитивных технологий, а вообще везде.

В последнее время к этим вопросам также добавился интерес, работаю ли я с безналичным расчётом. Тут у меня, благодаря Дзену, есть возможность ответить, что я самозанятой и могу выставлять счета и давать чеки. У меня даже печать есть!

Иногда крупные компании просят выслать коммерческое предложение. От подобного начинаешь думать, скоро и договора пойдут и участие в тендерах 😉 Однако вернёмся к теме статьи…

Что же необходимо обсудить?

Сейчас я хочу освятить такие вопросы и нюансы, которые появляются в области 3д-печати. При том часть из них будет задавать скорее мастер, нежели заказчик.

Скажу сразу, я самоучка и станки у меня слеплены на коленке, так что возможно конструкторам и мастерам с большим опытом и знаниями в области инженерного искусства всё нижесказанное может вызвать улыбку и даже откровенный смех. Поэтому рассказываю только о своём опыте, каким бы дилетантским он не был.

В моей практике заказы в основном идут на производство корпусных элементов и деталей различных механизмов. Крайне редко бывают заказы на изделия с художественной ценностью (навроде бюста Сталина или фигурки собакена/мопса).

Не очевидные вещи при заказе деталей на 3д-печать.
Редкие заказы фигурок. Пара примеров.

Однако если заказчик размещает задачу по производству корпуса для РЭА с помощью 3д печати в первый раз, я обязательно проговариваю с ним такие вопросы, как:

  • Были ли в модели учтены допуски. При этом надо учесть что допуски в области 3д-печати отличаются от допусков, к примеру, в токарке. Они существенно больше, ввиду особенностей “непрерывного послойного наплавления прутка пластика”. Я обычно советую делать запас не менее 0.2 мм. В таком случае детали вставляются ровно.

Бывает, что конструктора делают либо совсем небольшие допуски (только для краски или иного покрытия), либо не делают их совсем. Их можно понять, детали конструируются в основном для литья под давлением или вырезания на лазерном станке. А тут 3д-печать.

  • Все элементы желательно располагать с учётом нависания. Иногда хватает просто немного “покрутить” элемент вокруг своей оси. Иначе приходится добавлять поддержки, что ведёт к удорожанию и возможно ухудшению внешнего вида изделия.

К примеру ко мне недавно пришёл на печать корпус, заказчик разместил посадочное отверстие под гайку под таким углом, что при печати верхний слой мог провиснуть. Пообщались, поправили.

Не очевидные вещи при заказе деталей на 3д-печать.
Элемент для правки
  • Некоторые “закладные” элементы можно спроектировать иначе. Самый распространенный случай — посадочное место под гайку в месте, где крышка крепится к корпусу. Это позволит установить гайку без клея или нагрева.
Не очевидные вещи при заказе деталей на 3д-печать.
Вариант проектирования посадочного места под гайку
  • Недостаточное количество точек крепления крепежа. Бывает конструктора проектируют крепёж крышки к корпусу, в недостаточном количестве. Четыре точки может быть мало (для3д-печати).

Если корпус достаточно длинный, я рекомендую увеличивать количество до шести. Иначе может возникнуть ситуация, что крышка посередине изделия будет неплотно прилегать.

  • Если корпус достаточно большой, имеет смысл добавить либо толщину стенки, либо рёбра жёсткости. Если толщина не превышает 2 мм — большой шанс, что её поведёт при печати.
  • Некоторые пластики имеют достаточно низкую температуру размягчения. В частности у Pet-g это всего 80 градусов. А вот к примеру угленаполненный пластик имеет температуру размягчения по ВИКА 120 градусов. Это даёт возможность использовать его в таких случаях, когда изделие будет сильно нагреваться.

У меня был случай, заказали партию довольно сложных корпусов из этого материала с доп. опциями шлифовки/грунта/покраски. Заказ был сложный и интересный, но я его выполнил и сдал заказчику. Однако при сборке техники мастер для достаточного освещения рабочего места использовал лампу накаливания. От неё корпус повело, он размягчился и изменил свою форму. Пришлось переделать.

Не очевидные вещи при заказе деталей на 3д-печать.
Корпуса РЕА
  • Некоторые заказчики настаивают на том, чтобы корпус был распечатан только из АБС пластика. Не берусь за такие заказы, стараюсь убедить на другие варианты пластиков.

Дело в том, что от абс мы давно отказались, его крайне сложно использовать в тех условиях, что у нас есть. Скорее невозможно. Нужны термокамеры и постепенное остывание после печати. Иначе огромный риск брака, либо детали отлипнут от стола, либо потрескаются. Сколько с ним раньше мучались, и ацетоновые бани и абс-сок и ещё много чего… Моё мнение, что этот пластик хорош в области литья под давлением, только нужно его хорошо сушить.

Не очевидные вещи при заказе деталей на 3д-печать.
Было много корпусов из АБС

Когда всё вышеперечисленное озвучено и утверждено, появляется некоторое взаимопонимание, куда двигаться дальше.

А доставка?

Также в конце общения, перед выставлением счета я ещё проговариваю условия доставки либо самовывоза. Вариантов много. Обычно это если по Москве — либо Яндекс.Такси либо Достависта. Если Подмосковье или другой город — СДЭК. Москва и Подмосковье по стоимости доставки выходит около 500 рублей, другие города по разному, там уже считать надо.

Итог

Кажется, так просто, заказать печатать корпуса на 3д-принтере, а оно вон как получается. Но всё вышеперечисленное познаётся только после некоторой практики. Я занимаюсь 3-печатью с середины 2013 года. Немного знаю об этом процессе.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться
3д-печать | Литьё | Проекты
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности.