Литьём силиконов я занимаюсь с июля 2017 года, поэтому есть некий опыт в области колеровки силикона и пластиков.
Колеры
Для колеровки пользуюсь колерами от компании Палиж. Они совместимы с силиконом, имеют допуск к окрашиванию детских игрушек и пищевых форм, и также продаются в Ленке-Пенке.
Цвета соответствуют таблице RAL, что иногда удобно при общении с заказчиком. Сами красители выполнены в виде пасты, так как порошковые колеры для силикона использовать не рекомендуется. Порошок плохо и неравномерно распределяется в смеси, и достаточно гигроскопичен, то есть поглощает влагу из воздуха. Это в свою очередь может повлиять на качество готовых деталей. Поэтому паста.
Колеры от Палижа поставляются в ёмкостях по 40 грамм, и банках по 1 кг.
Я достаточно много и часто занимаюсь литьём силикона и постоянно добавляю в замес колеры разных цветов, их у меня около 25 вариантов. Но в основном я использую синий, голубой и черный. А ещё их можно смешивать друг с другом, у меня был опыт получения цвета розовой жевательной резинки или эффекта звёздного неба, черный с серебряными переливами. Можно добиться многих интересных сочетаний, тут как фантазия работает.
Шприцы
Основные цвета колеров ко мне приходят в банках по 1 кг. Наливать в смесь из банки напрямую довольно неудобно. Открыть/закрыть и то проблема. Поэтому для упрощения подачи пасты в нужной дозировке я разработал для себя метод хранения колера в шприцах в специальной подставке.
Для этого на пробу я заказал шприцы разных диаметров (от 3 до 160 мг). В итоге получилось, что при замесе силикона около 700 грамм лучше всего себя показали шприцы по 60 мг с катетерным типом наконечника. Кстати, производитель рекомендует добавлять не более 3% колера от общего веса смеси. Слишком много пасты может негативно сказаться на качестве изделия.
Перед тем, как использовать шприц, я его немного дорабатываю, а именно частично оклеиваю прозрачные стенки армированным скотчем. Использую именно этот скотч, так как он непроницаем для света и легко рвётся руками. По-моему универсальная вещь для литейщика.
Предполагаю, подобное оклеивание позволяет колеру дольше храниться без последствий, так как света попадает меньше. Возможно это не нужно, но для себя я выбрал такой подход. Кстати такие шприцы имеются в продаже уже светозащитные, но пока ими не пользовался.
Заправка
Обязательно, перед тем как заправить шприц, я перемешиваю колер в банке. После долгого стояния сверху колера образуется маслянистая плёнка. Как я понимаю, компоненты отделяются друг от друга.
Для размешивания колера я использую шурик и железную лопатку, сделанную из перьевого сверла 36 типоразмера. Удобная многоразовая лопаточка для замеса с шестигранным основанием. Пользуюсь ей уже 6 лет. Служит мне верой и правдой.
Большие излишки колера с лопатки можно удалить с помощью прокручивания на больших оборотах внутри банки. Остальное удаляется с помощью спирта и бумажных полотенец. Можно и просто под водой.
Чтобы шприцы постоянно не падали и были всегда под рукой, я смоделировал и распечатал на 3д-принтере своеобразную подставку для них. Ссылка на раздел сайта, там можно скачать 3д-модель подставки.
Подставка устойчивая, шприц легко извлекается, есть возможность нанести необходимую информацию о цвете и граммах. Печатал из Pet-g лаймового цвета.
Конечно это не тонер для лазерного принтера, однако заправку колера в шприц я делаю в перчатках и имею наготове бумажные полотенца. Иначе есть большой шанс запачкать в краске руки, одежду и рабочий стол. Собственно сам процесс заправки занимает немного времени. Поршень тянется медленно вверх, носик шприца должен быть всё время погружён в массу колера. Желательно, чтобы в шприце после заливки по минимуму остался воздух.
Колпачок на носике шприца идёт в комплекте. Он предотвращает высыхание колера при длительном простое. Практика показывает, что такого количества мне хватает на пару месяцев использования.
Кстати сам шприц, к сожалению, тоже не долговечный. Особенно его резиновая часть — поршень. Со временем он деформируется и продавить колер становится сложнее. Так что после двух-трёх подобных заправок шприц подлежит замене.
Такой способ, скорее всего, не подходит для длительного хранения колеров. Только для оперативного каждодневного использования.
Замес
При замесе силикона на 100 грамм смеси добавляю около 1 мг. Этого вполне достаточно, чтобы получить хороший прокрас. Если надо получить полупрозрачный цвет, добавить можно совсем чуть-чуть. Смешиваю специальными лопаточками, которых у меня уже собралась некоторая коллекция. Есть как пластиковые для больших замесов, так и из металла для маленьких. Все многоразовые. Скачать модель также можно в разделе “Модели”.
Из нюансов:
- при добавлении колера в смесь нужно стараться капать практически у поверхности. Иначе статика может по рандому раскидать капли по стенкам емкости и придётся их удалять бумажным полотенцем.
- практика показала, что добавлять колер стоит либо между двумя компонентами, либо в самом конце. Но никак не в первую очередь. Большой шанс, что колер в итоге останется на стенке или на дне мерной ёмкости.